Инициативное бюджетирование
20 июля 2020 года Государственная Дума Российской Федерации приняла два закона, создающих единую правовую основу для развития практики реализации проектов инициативного (народного) бюджетирования на муниципальном уровне.
Это один из механизмов решения вопросов местного значения, отличительной особенностью которого является непосредственное участие граждан в определении направлений расходования бюджетных средств, а также в последующем контроле за реализацией отобранных проектов.
Первый закон из двух принятых – это Федеральный закон №236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы для внесения проектов инициативного бюджетирования (инициативных проектов), а также порядок работы с ними местных органов власти.
Согласно документу, инициативный проект должен содержать постановку проблемы, имеющей приоритетное значение для жителей муниципального образования, описание ожидаемых результатов реализации, предварительный расчет расходов и планируемые сроки реализации.
Инициатором внесения такого проекта может выступить группа численностью не менее десяти человек, достигших 16 лет, но муниципальным образованиям предоставляется право уменьшать ее минимальную численность. До внесения проекта в местную администрацию он должен быть рассмотрен и обсужден на сходе, собрании или конференции граждан. В случае внесения в администрацию нескольких проектов, в том числе с постановкой аналогичных приоритетных проблем, их отбор будет осуществляться на конкурсной основе.
Инициативный проект подлежит обязательному рассмотрению местной администрацией в течение 30 дней со дня его внесения.
Вторым законом является Федеральный закон №216-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», предусматривающий присвоение каждому инициативному проекту уникального кода классификации расходов бюджетов и отражение в местных бюджетах добровольных платежей юрлиц и физлиц в целях реализации инициатив местного значения.
Это значит, что такие платежи считаются неналоговыми доходами местного бюджета и носят исключительно целевой характер. При этом средства, не израсходованные на реализацию инициативного проекта, подлежат возврату тем, от кого они поступили.
Также, в соответствии с указанным законом, Министерство финансов Российской Федерации наделяется полномочиями по методическому обеспечению планирования и исполнения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в целях реализации инициативных проектов, а также формированию финансовыми органами информации о соответствующем бюджете в доступной и понятной для граждан форме.
Подобный институт до сих пор не был закреплен в федеральном законодательстве, однако, на региональном уровне он развивается с 2001 года.
В России одним из первых на уровне субъекта Российской Федерации этот опыт применил Ставропольский край, который с 2007 года включился в Программу поддержки местных инициатив. Она реализовывалась на 7 восточных территориях Ставрополья, а с 2017 года, который был объявлен Губернатором Годом поддержки местных инициатив, ее действие распространилось на весь край.
В настоящее время по поручению Губернатора Ставропольского края ведется совместная работа органов государственной власти Ставропольского края над проектом краевого закона об инициативном бюджетировании.
В Думе Изобильненского городского округа также начата работа по внесению соответствующих изменений в Устав городского округа и разработке порядка реализации инициативных проектов на территории Изобильненского городского округа.